Добрая земля

Статьи

Здесь собраны статьи доброземельцев на разные темы, которые их интересуют  .
Александр Беспалов "Почему родилась Добрая Земля".
15 Февраля 2012

Мои мысли…… о вольной жизни и свободном времени-Кому на Руси жить хорошо … в поместьях?

-Так всем и хорошо. Чистый воздух, вода, солнце, лес кругом, ягоды, грибы, рыбалка, медитации, грядки рядом - не жизнь, а «малина». Живёшь и жить хочется, в пруду купайся, хоть в проруби, хоть так, по снегу босиком ходи, от солнца заряжайся, медитируй… красота, да и только … для «пенсионеров», а для пенсионеров сдающих московские квартиры - совсем рай. Для молодых семей даже в шалаше на поместье- рай, а если вместо шалаша домик – это нирвана в раю. Для семей с малым ребёнком и зарядом энтузиазма тоже рай, но уже ненадолго. Времени мало остаётся…

-Как так!? Как мало!? Живёшь себе в поместье, трудишься в своё удовольствие. В пробках не стоишь, на «дядю» не «пашешь», «систему» не кормишь, так сказать, хозяин своей жизни.-Точно. Хозяин. А раз хозяин, то и делать приходится всё самому, а дел-то, не чета городским. Помимо обеспечения семьи (деньги пока у нас не отменили), выращивай чистые продукты в своём огороде (хочется натурального, своего, полезного, энергетически-ценного - уже сегодня); занимайся строительством: хочется для себя, чтоб с душой, с творческими изысками, оригинально, с всякими прибамбасами, так сказать.

Наёмные бригады, они как, срубил-приколотил, дальше пошёл. Думать за заказчика, душу вкладывать за «кубы», квадратные и погонные метры - никто не собирается. Эксклюзив по другим расценкам. Поэтому и приходится своими руками своё же время, нет, не тратить, я бы сказал: «Вкладывать в уют семейного очага». Это окупается сторицей, но времени занимает много. А ещё вкладывать силы, средства и, главное, время, время, время на развитие поместья, которое ещё долго не будет приносить никакого существенного дохода. Да, ещё плюс низкий уровень бытового комфорта отнимает время, «системы» - то нет: дров напили, наколи, наноси, печь натопи, воды принеси, генератор заведи (а то ещё не заводится - почини), постирай (руками!!! ), а тут снега навалило - расчищай, о-па... снега не было, а ветер опять всё замёл, снова расчищай, а то не пролезешь.

Да … вот сынишка… чего-то просит. Да, ладно, хорошо сделаю – потом. Эх, хорошо хоть грейдер дорогу прочистил, надо быстро въезд на поместье раскопать, а то прошлый раз не успел и прессованный снег со льдом часа два долбил. Вот другой сынишка просит. Чего? Поиграть с тобой, папа, хочу. Сейчас некогда, подожди, вот доделаю…Вот такая песня почти каждый день, припевы могут быть разные.

Конечно, от этого есть и плюсы, за месяц- другой лишнего веса как и не бывало, становишься гораздо крепче физически, румянее, но ВРЕМЕНИ быт в поместье отнимает гораздо больше чем в городе.Летом бесспорно день длиннее, топить печь не надо, снег чистить не надо, но копать, сажать, поливать, заготавливать – в общем, забот ещё больше.

В нынешней России, причём даже в центральной её части за чистый воздух, чистую воду, лес поблизости нужно заплатить отсутствием газа, электричества, дорог, связи, за что отдельное «спасибо» « нашим» отцам управителям, так… мысль перескочила, я же про время начал писать.А времени у родителей мало остаётся до момента осознания, что детьми НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ


.…о детях и образовании


«Мое послание родителям –воспитайте своих детей лучше,иначе я это сделаю вместо вас»

Мэрилин Мэнсон


Удачная фраза, но сам автор внушает большие опасения. Так это и происходит. Если у нас не хватает времени на детей, то это не означает, что также нет времени на них у пивных и табачных холдингов, нарко - , порно -, гей -, банд - и прочих дилеров, индустрий, меньшинств, течений, формирований.

Ведь Душа имеет самую большую ценность в нашем материальном мире, но это для многих ещё предстоит осознать, а ответственность за детские Души уже лежит на нас - родителях. Вот эт-ти дет-ти… не дают покоя. Нужно их чему-то учить, заниматься с ними, развивать их, уделять им много внимания.

Я сейчас не говорю о том, что наши дети больше видят, чем занимаются их родители - они перенимают опыт; у них больше обязанностей, больше помогают в домашних делах - соответственно больше растёт чувство ответственности, нежели у городских детей - всё это так, всё это хорошо и правильно.

В поместьях у нас времени ещё меньше, а на детей здесь требуется в разы больше, чем в городе. «Системы» то нет: кружков нет, секций нет, студий, ансамблей, курсов нет. Те из нас, кто возит детей заниматься в город, знают чего это стоит, нет, о денежных затратах я даже не говорю. ВРЕМЯ, вот какой ресурс невосполним, одно - двух часовое занятие ребёнка в городе, для взрослого выливается в 4 часа, с учётом дороги.

А если учесть, что день получается «рваным» и на другое дело нужно настроиться, подготовиться, то порой, кроме поездки больше ничего не удаётся сделать. У многих бытует мнение, что лучшие учителя и воспитатели - это родители. Так ли это? Мнений может быть несколько, но очевидным является то, что научить можно лишь тому, что знаешь сам. А много ли мы знаем и умеем сами? А если есть желание научить ребёнка тому, чему сам хотел научиться, но в жизни не сложилось? Велось и ведётся много дискуссий по поводу обучения детей при проживании в поместьях, изложу этот вопрос, как его вижу я.


У нас существует несколько рабочих вариантов, вот они:

Вариант 1. Обучение в деревенской школе;Вариант

2. Обучение в городе (Владимире);Вариант

3. Домашнее образование.


Рассмотрю подробнее. Вариант обучения в деревенской школе – вполне хороший вариант, его принимает для своих детей наибольшее количество жителей поселений. Малое количество детей в классах позволяет преподавателям уделять больше времени каждому ребёнку, все друг друга хорошо знают, отношения почти «семейные».

При некоторых условиях, а именно, при более активном участии родителей в образовательном процессе (организации экскурсий по музеям, памятникам истории и культуры, организации внеклассной деятельности, дружного лоббирования своих интересов в образовательных госструктурах) и более высокой профессиональной активности руководства школы возможно добиться «элитного», да ещё практически индивидуального образования. При определённых совместных усилиях добиться этого возможно.


Вариант обучения в городе позволяет давать ребёнку школьную программу в учебных заведениях различного уровня, в том числе и с различными уклонами. Также, дети имеют возможность заниматься в различных спортивных секциях, ансамблях, творческих кружках. Опираясь на свой жизненный опыт, считаю, что физическое развитие, выявление и развитие творческих способностей детей является более важным, нежели однобокий объём школьной программы в сегодняшнем её виде. Минус этого варианта очевиден – нужно жить в городе.


Вариант домашнего образования по уровню знаний очень неоднозначен и зависит от многих факторов, на мой взгляд, основные из них это: уровень приоритетности образования у родителей, дисциплинированность и уровень знаний самих родителей, уровень благосостояния семьи. Но даже при самых высоких показателях успеваемости ребёнка, при домашнем образовании в поместьях, дети лишены главного, общения в среде сверстников. Можно возразить: « а вот раньше, до революции…», но надо вспомнить и о количестве детей в семьях, эдак 3-4 крепкие семьи перекрыли бы с лихвой всю численность учеников в деревенской школе. В песне поётся «…и только кошка гуляет сама по себе», поётся неспроста. По информации, дошедшей до нас от Предков известно, что кошки - единственные млекопитающие на нашей Земле, которые могут полноценно развиваться и вне всяких сообществ. Всем остальным млекопитающим для развития необходимо (в большей или меньшей степени) общество себе подобных, иначе начинается деградация.Делая анализ этих вариантов, прихожу к следующим выводам, что собственно говоря, получение школьной программы не является проблемой- любой вариант приемлем, и ведёт к получению аттестата.


Проблема заключена в другом, как организовать досуг детей так, чтобы раскрыть таланты детей, дать им возможность, попробовать себя в разных искусствах, ремеслах, видах спорта. И дать им эту возможность нужно именно здесь, в поселениях, не в городе. Дать им почувствовать себя счастливыми, сильными, успешными, влюблёнными, именно в поселениях. Это нужно сделать для того, чтобы у детей сформировался некий «якорь памяти» из положительных воспоминаний, радостных образов, хороших впечатлений, который тянул бы их назад отовсюду, куда бы, не забросила их жизнь, сюда, где им было хорошо, весело, где они были молоды и счастливы.


Объясню свою позицию на нескольких примерах:

1. Россия долгие десятилетия вела войны с народами Кавказа, задействовала большие военные ресурсы для укрепления своих границ, но это было малоэффективно - мира и спокойствия не было. Вопрос решился тогда, когда по приглашению Екатерины II в Петербург стали приезжать дети горских князей, знати для обучения в университетах. Здесь они впитывали вместе со знаниями по различным наукам и культуру России, мировоззрение. Менталитет этих молодых людей изменялся. Хотя они и оставались горцами, некая часть души у них уже была русской. Возвращаясь, домой они увозили с собой в душе частички Русской Культуры. Впоследствии, будучи отпрысками знатных родов, они проводили по отношению к России более лояльную политику. Спустя несколько поколений Кавказ стал частью России, не за счёт военной силы и договоров о мире, а за счёт мудро проводимой культурной и образовательной деятельности.

2. В период социализма Советский Союз (читай РСФСР) также вкладывал огромные средства в образование и культурное просвещение представителей многих стран. Тысячи и тысячи специалистов разных профессий уезжали из России на свою родину в десятки стран Европы, Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Азии, в общем, всего мира, увозя вместе с дипломами в своих душах частички Русского миропонимания, культуры, систему жизненных ценностей. Эти люди оставались и остаются лояльными к стране и народу этой страны, в которой они провели свою молодость, многие нашли любовь, получили профессию, приобщились к Великой Культуре.

3. Процесс «вымирания» деревень и посёлков в России был обусловлен тем же самым механизмом – перенесли образовательное и культурное ударение из села в город. Дети после школы едут в город получать дальнейшее образование и… обзаводятся друзьями, связями, влюбляются, женятся, выходят замуж, меняют привычки и… домой в деревню возвращаются единицы. Ведь это так естественно остаться там, где ты был молод, счастлив, влюблён. Многие из наших родителей и многие из нас самих прошли этот процесс.

4. Ещё один пример, очень печальный, происходит у нас на глазах вот уже лет двадцать. Дети нашей элиты, наших предпринимателей едут в гарварды, кембриджи, стэнфорды и успешно там учатся… Нам бы радоваться, да вот только с той же скоростью они становятся не «нашими» детьми, сначала в душе, затем и на деле. Они возвращаются домой (многие не возвращаются) с ДИПЛОМАМИ ИНСТИТУТОВ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ и нерусскими душами.

Вернувшиеся назад чувствуют себя как студенты попавшие по распределению из столичного ВУЗа в Мухосранск, стараются набить быстрее карманы и свалить назад. Те, из вернувшихся, в ком сильно чувство патриотизма, любовь к Родине - становятся управленцами разных звеньев и пытаются сделать ЗДЕСЬ, также хорошо, как ТАМ.

Думаю, что от таких «патриотов» вреда ещё больше, но это не их вина, ведь их так учили, а они были прилежными учениками и старались выполнять наказы своих родителей, которые их туда послали. У некоторых моих знакомых дети учились, либо ездили на практику в штаты, лондон, париж - вернулись в разной степени похожими на тех, что я описал выше. Результат этого процесса будет таким же, как в примере номер один, только наоборот


.…о честности


Вот мысль такая посетила: «А чего это я, собственно? Дети, дети, пекусь о них, чтоб рядом жили, чтоб им нравилось тут, чтоб,… а зачем мне это надо? Может, вру сам себе и людям заодно? Может, мания величия, какая, иль добродетель-благодетель я такой? Живи себе спокойно, нравится поместье строить – строй. А дети вырастут, школу закончат, сами и решат, кем стать, где жить, чем заниматься. У них своя голова на плечах – разберутся. Может и правда так…? Но что-то на душе не отпускает, что-то не складывается.… Если так оно, то кому я сажаю липы, кедры, сад закладываю, ради кого стараюсь? Для себя? Ну, ладно, сад ещё туда-сюда, яблоки лет через пять уже будут, а остальное то, через ТРИДЦАТЬ-СОРОК. Что, съесть орешек, хлебнуть медку липового и от блаженства от свершенной мечты такого отойти к Праотцам? А всё над, чем трудился всю жизнь, старался, авось кому и сгодится? Авось Кому я должен усердие всей жизни положить на блюдечке? Иль вовсе, никому не сгодится, продадут наследнички за медяк, то бишь электронные деньги или, что там ещё выдумают? Нет, люди, не хочу на Авось, всю жизнь отпущенную положить, и гадать: придёт иль не придёт, этот Авось! Хочу сам пожинать плоды труда своего, через сто, двести, пятьсот лет, в потомках своих, конечно. Кто знает, о чём я, тот поймёт. Так что, ради себя самого и стараюсь, честен сам с собой.А на счёт: «…сами разберутся…» - лапша всё это.

Помните Хазановское: «… почему дети партаппарата устраиваются работать в партаппарат? ». Правильно, помогли родители разобраться, что и как. А нам говорят: «Пусть их, сами разберутся…». Ежели сами своим детям всё не растолкуем, да не поможем разобраться, то разберутся - с ними разберутся. Вон сколько «помощников» всяких и все «помогают»:-СНИКЕРСНИ! ЗАЖГИ! НЕ ТОРМОЗИ! ПОХРУСТИ!Вот кока-колы с макдональдсами, клинское и мальборо не ждут и не верят, что «…сами разберутся…», а изо всех сил «помогают», «разжёвывают», только глотни, вдохни, кольни. И сменяются поколения, как трава газонная: растёт-растёт, только отросла, жжих - скосили, пошла снова от корня, растёт-растёт, жжих - «сами разобрались», опять от корня растёт-растёт - жжих уже осень с зимой настала, весна пришла – опять от корня. А хочется ведь, как дуб. Пусть не быстро, потихоньку, но из года в год, из поколения в поколение силу копить, мощь наращивать. Чтобы корни сильные были, чтобы ствол могучий был, чтоб никакие ураганы с ветрами перемен - не страшны были, ну а коли время выйдет, так чтоб помнили долго: рос тут мол, приют всему зверью давал, птахам всяким, путники от непогоды, да от солнца полуденного под сенью ветвей укрывались...

Во как, завернул! Но так, хочется! Пора из-под газонокосилки выскакивать, пора!


…о мысли.


Да, мысли о мысли.Общаюсь с соседями на тему: как же сделать так, чтобы наши дети не уехали, а продолжили дальше поместья развивать. Высказывают такую мысль: нужно мол, жить здесь и заниматься любимыми делами, если счастливы будете сами: сам и супруга твоя, то и дети счастливы будут, и захотят остаться вместе с вами и для этого (чтобы дети жили здесь) не надо создавать особых условий типа школ, кружков, дворцов и пр. М-даа.. интересная мысль. Прокручиваю её так и эдак, вроде бы всё логично. Но как проверить, на свой опыт опереться не могу, чужого не знаю. С одной стороны, в моём детстве и секций хватало, и кружков разных. Однако, уехал я из родного города и не вернулся. Уехал в Москву в 99-м году после кризиса денег заработать на жильё, на свадьбу, не сразу получилось, но заработал на всё с лихвой, а в родной город не вернулся. Поехал в чистое поле счастья искать. Почему? Из-за того ли, что счастья у родителей не было? Или у самого «якорь памяти» слишком лёгкий оказался? Трудный вопрос. С другой стороны, вокруг меня много таких же соседей, которые приехали из других регионов Родовые Поместья создавать, вдалеке от своих корней. Родители у многих живы - здоровы, а вернуться к ним – не тянет. Что, не хватило счастья у родителей, чтобы дети вернулись? Или счастье родителей, не является одновременно счастьем и их детей? Рождается такой вопрос: счастье детей, является ли счастьем и их родителей? А может, в Зелёных Книжках не всё сказано правильно? Может вместо: «…берите люди землю не менее 1 га и создавайте Родовые Поместья…», нужно было более конкретно: «…берите люди землю не менее 1 га у корней своих и возрождайте Родовые Поместья…»? Это не цитата, а вольная трактовка мысли, прошу не придираться. Поехали бы мы тогда по городам и весям, откуда Родом, к отцам и матерям своим, и вместе с ними, да с помощью родни своей начали бы создавать поместья.

Думаю, в таком случае, непонимания со стороны родителей было бы гораздо меньше, а благословлений больше. А родительское благословление – это не шутка. Кто знает ответы? Меня волнует вопрос «отцов и детей», хочу услышать мнения. Хорошая мысль: кто задаёт правильный вопрос, тот уже знает наполовину ответ


.…о том, что же всё-таки делать (серьёзный раздел)


1. Нужна база для детей: с песочницами, горками, качелями для малышей; беседками и лавочками для мамаш. С турниками, брусьями, канатами, верёвочными лестницами, «тарзанками» для старших детей. Для более старшего возраста, вплоть до пенсионеров, просто необходима полоса препятствий и тир, хотя бы для пневматики. И не надо меня называть злобным милитаристом, я всеми руками за искусства и утонченные души, но пока эти Души воплощены на этой земле и в этой мерности, считаю крайне важным, чтобы Тела сумели помешать вытрясти эти Души из этих же Тел, потом каждый мужчина ОБЯЗАН уметь защищать своих женщин, детей, стариков, Отечество.


2. Нужны различные помещения, в которых можно в любое время года: заниматься разными науками, ремёслами и искусствами; иметь возможность отметить праздник, памятную дату, сыграть свадьбу, провести обряд или любое другое необходимое мероприятие; разместить гостей или предоставить место для проживания приезжих преподавателей.


3. Нужен коллектив организаторов, администраторов, тренеров, инструкторов, преподавателей, мастеров, повар, электрик, сантехник, строители, разные рабочие, просто свободные руки, ноги свободные головы, рты..., нет, рты не надо, хватит болтать, пора уже делать. Перечень профессий, условия работы, графики, зарплата и прочее, не тема данной статьи.


4. Нужна мебель, оборудование, аппаратура, наглядные пособия, реквизит, инструменты, материалы и прочее, прочее.5. Ещё нужны деньги, по нынешним ценам на всё вышеперечисленное, достаточно много.…об источниках финансирования.


Планируемые источники финансирования:

1. Взносы учредителей, инвесторов.

2. Посильные вложения родителей, соседей, друзей, знакомых.

3. Волонтёрская деятельность, субботники (можно начинать со следующей субботы)

4. Самофинансирование


Коснусь немного подробнее. Инвесторы – большая благодарность людям, осуществившим, и поддержавшим попытку номер шесть или семь, финансами, идеями, личным участием. Хотя, какие они инвесторы, так себе. Ведь Инвестор по определению — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли. А вложения капитала в школу может принести прибыль примерно через 20 лет. Очень большие риски, могли бы с лёгкостью найти более выгодные варианты. Точно, инвесторы никудышные, но как родители, весьма дальновидные и мудрые.

Не будем забывать, что дети – это наши лучшие и самые надёжные «активы» и сегодняшние вложения воздадутся нам в будущем. С этим можно не соглашаться, но нужно помнить, что в гробу карманов нет. Инициаторы и активисты проекта на сегодняшний день развивают инфраструктуру, начали строительство первой очереди здания многофункционального центра, занимаются подготовкой и проведением праздников.


Красивых слов писать не буду, считаю так: пусть, люди по делам судят о нашей деятельности. Очень стараемся делать всё на высоком уровне, насколько можем, это же для наших детей, чтобы они при сравнении жизни в городе и в поместьях, склонялись в сторону поместий. Очень рассчитываем на то, что к нам постепенно будет присоединяться всё большее количество людей.Капитальные затраты на строительство и оборудование хоть и велики, но они являются разовыми. А вот затраты на содержание здания: ремонт, отопление; зарплату педагогам и административному персоналу – это «на всю жизнь».

Инициаторам, пусть даже всей душой, радеющим за своих детей, не вытянуть такие траты – это больше уже государственный масштаб. Хотя, что такое государство? Откуда оно берёт деньги, из бюджета? Так ведь это наши же деньги и есть, собранные или удержанные с нас в виде налогов. Только живём мы с вами здесь, а бюджет «осваивается» - не здесь.


Государственное финансирование проекта тоже возможно, но над этим нужно работать отдельно (вот ещё вакантное место). Оплата родителями курсов, семинаров, лекций, занятий для детей посильна сегодня далеко не всем, хотя, откровенно бедных семей, у нас единицы, вопрос больше в осознанности и расстановки приоритетов в трате семейного бюджета. Подумайте, на досуге, каким пунктом в семейном бюджете стоит у вас стоит пункт «На воспитание и обучение детей». Так на каком? Что говорите? Нет такого пункта? Ну что ж, надо бы вспомнить слова М.Мэнсона и про клинское не забыть. Надеюсь, что со временем, своими делами сможем убедить родителей повысить приоритет детского развития.

А пока, есть такие предложения: делать мероприятия в сфере образования (в частности детского), народного праздника, экологического и сельского туризма, которые привлекут к нам детей и их родителей из городов, а привлечённые средства пускать на развитие и содержание площадки, зарплату педагогов и администрации. Ну, а если сложится так, что привлечённых средств из городов окажется с избытком, то мы с радостью их распределим между инвесторами, хоть и никудышными, но всё-таки инвесторами.Хочу сразу оговориться, несмотря на планы по организации коммерческих мероприятий, которые должны будут помочь в финансировании обучения и развития наших детей, родителям на «халяву» рассчитывать не надо.

Также сразу отвечу: МЫ НЕ БУДЕМ ДЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА «НАШИХ» и «НЕ НАШИХ», на тех, чьи родители: могут или не могут. БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМИ по мере возможности. Такая позиция объясняется просто: если у родителей нет возможности заниматься своим детьми, соседи не хотят или не могут заниматься с этими детьми, то у кокаколы, путинки, клинского, мальборо и иже с ними «воспитать» СИЛ ТОЧНО ХВАТИТ, можете не сомневаться.

Я и сегодня-то не хочу встречаться с такими стайками «воспитанников», а уж лет через 20-30, когда буду «на пенсии» так сказать, и подавно не хочу


.…о Доброй Земле


Надеюсь, смог объяснить причины, побудившие нас заняться столь трудным, долгим, ответственным, дорогостоящим и сложным проектом. Надеюсь на то, что к проекту будет присоединяться всё больше неравнодушных родителей. Да кстати, проект получил название «ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ». На наш взгляд: светлое, доброе, душевное, как и все дела, которые мы делаем, и планируем в будущем.





Константин Липатов. Статья «Малое прекрасно» (Доклад на Кенозерских чтениях 2019)


Дорогие друзья и единомышленники,
Я тронут Вашим приглашением выступить на Кенозерских чтениях, воспринимаю его, как некий аванс для нашего проекта «Добрая земля» (сайт - добраяземля.рф), который весьма медленно формируется, подобно растущему дереву, пытаясь определить путь своего развития и предназначение. Но прежде чем я приступлю непосредственно к рассказу о нашем проекте , я хотел бы начать свое выступление с размышления о проблемах, которые меня волнуют в сегодняшнем нашем мире, которые усложняют и наш переход в другое измерение жизни, а переход наших детей и особенно молодежи делают и вовсе весьма проблематичным в то новое, создаваемое нами, пространство "своей земли" :
* Факт : Восемь (8)  богатейших людей мира владеют таким же состоянием, как половина населения нашей планеты — 3,6 млрд. человек. Новости России http://news-rushttp://news-russia.info/2017/01/17/kapital-8-bogateyshih-lyudey-dostig-obema-sredstv-polovini/
Я бы хотел представить видение сельской территории - как среды для жизни, построенной на идеалах красоты, долговечности и ненасилия, в виде концепции «МАЛОЕ ПРЕКРАСНО».
Многие люди сегодня всё отчётливее понимают, что эгоистическое извлечение прибыли и потребительское отношение к миру ведут к разрушению основ жизни. Это отчетливо видно в катастрофическом влиянии индустриализированного сельского хозяйства на землю, пчёл, качество продуктов питания и т.д., это видно также в мучениях животных, вымирании лесов.
Почему человек стал придатком производства или крупного бизнеса, а не производство обслуживает человека? Правда ли все измеряется деньгами? Неужели человек — эгоистичное существо с безграничными потребностями? Нужны ли нам высокие технологии? Почему научно-технический прогресс порождает больше проблем, чем решений, разрушая при этом природу и человека? Что же нам теперь делать? —
Об экономике : Сегодня мы подошли к той опасной черте, когда детализация и количество производимых предметов и упаковки для каждого вида деятельности вкупе с западной теорией и практикой маркетинга, ориентированного на рост и потребление, начала угрожать жизни всего живого на Земле. Например, в океанах появляются острова пластика, животные принимают эти соединения в свою пищевую цепочку с трагическими и массовыми последствиями и т.п. Параллельно с этим население стягивается к мегаполисам, ориентируясь на размер зарплаты, а не на собственное предназначение и культурное развитие, как на главный мотив для выбора места жительства, даже в городских трущобах. Растет падение нравственности, ибо корпорации в целях выгоды вкладывают огромные рекламные бюджеты в продвижение порочного образа жизни и вредных продуктов питания, школа становится все более бюрократичной, а среда больших городов все более враждебной для нормальной человеческой жизни , живого общения, а в некоторых странах - враждебной нормальной семье и отношениям поколений в ней (дедушки/бабушки-родители-дети).
В ответ на все большую урбанизацию одним из движений в общественной жизни последних десятилетий, направленных на то, чтобы построить альтернативное более совершенное общество, объединившее людей с ценностями на основе семьи и духовной этики, стало создание без преувеличения во всех уголках Мира Экопоселений ( В России преимущественно движение родовых поместий). Не вдаваясь в детали, скажу, что с точки зрения этики и экономики эти новые поселения столкнулись с общими цивилизационными проблемами, в том числе с тенденцией исхода молодежи в города, а в России еще и уменьшения сельского населения, падения общего уровня культуры, образования и труда в сельской местности.
Если говорить о принципах «Малое прекрасно», то они основаны на понимании того, что именно в малом проекте или в небольшом сообществе единомышленников на конкретной территории возможна реализация принципов сообщества, для которого экономика перестанет быть довлеющей силой, а станет инструментом в руках осознанного Человека. Нам еще только предстоит серьезная попытка осмысления путей для «малых сих» в условиях глобализации и всемирной зависимости от выгоды и моды… Для нашего сообщества Доброй земли эти идеи крайне своевременны и применимы в построении малой экономики, которая станет подспорьем в сохранении здорового во всех смыслах образа жизни для жителей содружества поселений, экономики, в которой ЧЕЛОВЕК и творческий ТРУД имеют значение…
Сегодня нам как никогда нужно сочетание деловой практичности и глубоких духовных знаний. Отмахиваясь от важнейших вопросов о смысле жизни и месте человека во Вселенной, современное общество обрекает человека на глубокий мировоззренческий кризис, при этом достижение состояния счастья становится почти невозможным.
 «Точка зрения западного экономиста. Для работодателя труд – одна из статей в графе «затраты», следовательно, чем меньше расходы на оплату труда, тем лучше. С точки зрения рабочего, труд — это досадное неудобство, ведь работать — значит жертвовать своим комфортом и досугом. Заработная плата служит как бы компенсацией этой жертвы. Получается, что работодателю в идеале хотелось бы наладить полностью автоматизированное производство, в то время как мечта каждого работника — получать доход без всяких усилий.
С точки зрения духовной мудрости, назначение труда по крайней мере трояко. Во-первых, труд предоставляет человеку возможность использовать и развивать свои способности. Во-вторых, труд помогает ему преодолеть свой эгоизм через работу над общей задачей совместно с другими людьми. В-третьих, труд решает задачу производства необходимых для достойной жизни товаров и услуг. При таком подходе для экономического планирования на первом плане должно стоять обеспечение полной занятости не для достижения наибольшего объема производства, но лишь ради обеспечения работой тех, кто нуждается в ней.
Гуманная экономика старается максимально удовлетворить потребности путем оптимального потребления, в то время как западная наука ориентирована на максимальное потребление с помощью оптимального производства.
С точки зрения гуманной экономики, производство из местных ресурсов для местных нужд является наиболее рациональным экономическим укладом. Гуманный экономист утверждает, что страна, где население использует в основном невозобновляемые источники энергии, ведет паразитический образ жизни, потребляя не доход, а капитал».

О культуре : одна из проблем, которую нельзя решить никакими процедурами и экономическими моделями, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша.
Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...
Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны и сообщества, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности. Пионерами могут быть и большие и маленькие страны или сообщества, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу, через регулярные выезды на природу, в сельскую местность. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."
О детстве и современном образовании : Современная Западно-европейская цивилизация охватила уже все человечество ...И теперь государственная система вместе с финансово-рекламным лобби делает то, что ранее делал западный колониализм. В юные души имплантируется западный образ мышления. Народы многих стран испытывают огромные проблемы с самоидентификацией, а преставление о мире , получаемое в таких школах часто также далеко как от современных научных познаний, так и от традиционной, еще живой мудрости этих народов . Вновь добиться самоидентификации можно только через осознание своих культурных и религиозных корней, через собственный язык, ландшафт и т.д.
при этом разрушение экосистемы пробуждают нас и требуют действовать уже сегодня. Представьте себе : взрослые обращаются лицом к земле, прекращают бесконечную погоню за пибылью и массовое истребеление животных и обращают свое внимание к другим, готовым служить людям. И взрослые берут с собой детей. Дети не просто просиживают время на уроках, в школе и на продленке, а работают вместе со взрослыми, маленькие - играя, старшие постепенно присоединяясь к работе взрослых. Когда обращаешься к таким идеям видишь потребность в новом учебном плане, видишь значение новых предметов. А там , где эти идеи воплотятся , родной язык , литература и математика - эти священные коровы образования - будут стоять в одном ряду с такими предметами , как садоводство и рукоделие!
 УГРОЗА ДЕТСТВУ . НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ШКОЛЕ И В СЕМЬЕ :
•        начало обучения во всё более раннем возрасте;
•        «госплан» на первые 10 лет жизни;
•        обучение чтению начиная с 3-х лет,
•        односторонняя интеллектуализация образования; yyобострение конкуренции среди детей;
•        экзамены;
•        недостаток двигательной активности;
•        отсутствие истинно художественного в обучении;
•        дефицит игры.

СИТУАЦИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ ОЧЕНЬ ЧАСТО СТОЛЬ ЖЕ БЕЗРАДОСТНА:
•        разрушенные семьи;
•        опустошённые стрессом родители;
•        безработица;
•        бедность;
•        дети, проводящие часы перед экранами телевизоров;
•        дом — не родное гнездо, а пещера для компьютерных игр.
Причём если мы исключим из этого списка бедность и обратим внимание на детей обеспеченных родителей, то обнаружим, что они страдают точно также. Мы должны действовать! Пусть это будет хотя бы самое необходимое для сохранения детства! Подарим детям хотя бы 10 лет детства. Только тогда взрослые, которыми станут наши дети, будут иметь творческую фантазию достаточно сильную, чтобы устроить жизнь на Земле лучше, чем это сделали мы. Ибо речь идёт о Земле, о юных силах Земли. «Школа» должна быть понята по-новому! Сегодня в школе дети должны так жить, играть и работать, чтобы их природная способность воображения преобразилась в творящую фантазию. В школе нужно учиться без нажима и страха, учение не должно отнимать здоровье и счастье.
Цивилизация сама по себе враждебна детству. Особенно заметно это в городах. Любое движение ребёнка, не находящееся под контролем взрослого, опасно для жизни. Игры запрещены. Все вещи сделаны так, чтобы соответствовать условиям жизни взрослых. Детство и старость — неизбежные, но маргинальные состояния. Детство пытаются максимально использовать. Как только ребёнок демонстрирует первые признаки формирования представлений, его сразу берёт в оборот обязательная государственная школа. Во всём мире наблюдается тенденция «омоложения» образования — дети начинают посещать школу всё с более раннего возраста. Образовательный процесс находится под управлением научного соотношения «мышление-польза-стоимость», как по своей организации, так и внутренне, по сути. В подавляющем большинстве стран работа учителя очень низко оплачивается. Это значит, что к несчастью детей прибавляется несчастье учителей. А следствием этого является то, что учителя слишком мало занимаются своими учениками.
Создание окружения, необходимого для плодотворного развития детей — сложная задача, требующая глубокого преобразования наших представлений и образа жизни. Реализация этой задачи способна привести к глобальному переустройству всей Цивилизации.
Современная школа — это такое место, где ребёнок особенно чужд реальной жизни. Все проявления её искусственны, а так называемая «мотивация» школьников не что иное, как принуждение к обучению. Всё это враждебно детям, ведь ребёнок находит свой смысл жизни в настоящем, а не в некоем неясном будущем, ради которого он должен сегодня овладеть какими-то знаниями. И дети также полностью отделены от всякого труда — им нужно освободить время от учёбы. К сожалению, лишь немногие люди в наши дни понимают, что такое положение дел превращает Землю в руины
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ. Какова же должна быть сегодняшняя школа, создающая правильное окружение для современных детей? Я бы дал следующий ответ на этот вопрос: «Воспитание и обучение детей не через прямое воздействие, а через постепенное их погружение в занятия взрослых». Взрослые воспитатели должны быть заняты делом! И не напрямую воспитанием детей, а делами, необходимыми для жизни. А к ним принадлежат, в том числе, умения писать, читать, считать и петь.
Как учится «ученик»? В первое семилетие — через подражание, во второе — через копирование действий взрослых. Отсюда и возникает идея разумно занятых взрослых, деятельности которых стоит подражать. Взрослые совершают разумные движения руками и ногами, с них можно взять пример и повторить всё, что они делают.
Естественно, идеальным местом для такого воспитательного окружения был бы новый сельскохозяйственный двор. Но для того, чтобы он стал «полноценным окружением» для детей, которые сами себя воспитывают, и в то же время местом, которое должно кормить людей, живущих и работающих здесь, он должен быть глубоко и по новому переработан. Такое глубокое преобразование сельского хозяйства с устремлением на здоровое питание, экологию, частную собственность на землю, на оснащение новейшей техникой, с разработкой ситуации на рынке и т.д. должно проводиться на высоком профессиональном уровне, чтобы помочь всем начинающим проектам не погибнуть от сложных экономических реалий, отсутствия капитала и опыта.
МАЛОЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БОЛЬШОЕ Для жизни человека особенно важно, чему и как он учится в самом начале своего жизненного пути. Мы не будем рассматривать здесь три первых года, ибо мы желаем всем детям Земли провести это время в лоне семьи. То, что сотни тысяч детей не могут исполнить это желание — это огромная проблема нашего времени.
Таким образом, если ребёнок хотя бы до 10 лет развивается в атмосфере, позволяющей свободно раскрываться его личности, как этого требует основной закон развития, то он будет подготовлен к дальнейшей жизни во взрослом мире. Внутри этого семилетия — трёх лет детского сада и четырёх лет начальной школы — учебный процесс ещё не столь жёстко регулируется государством, во многих странах даже разрешено домашнее обучение. Но необходимо добиться того, чтобы дети к концу четвёртого класса были достаточно подготовлены, и их знания соответствовали государственным нормам. Тогда они смогут без проблем поступить дальше в любую общеобразовательную школу. Таким образом, в течение как минимум трёх лет мы сможем достаточно свободно планировать обучение.
«Маленькие школы» станут в полном смысле зёрнами новых центров обучения. Мы не можем сейчас представить в деталях, как всё это развернётся в будущем, но хотим лишь обозначить линию «спасения» детства.Если ставить перед собой такие цели, из них неизбежно вытечет некоторая программа действий.
В отрыве от природы развитие этих свойств было бы крайне затруднено. Поэтому основным типом такой школы мне представляется лицей, расположенный или за городом, или на окраине города. Те же школы, которые будут обслуживать детей, живущих в городской обстановке дома, должны, по крайней мере, обеспечивать их летними выездами за город на всё лето. Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитектурного, живописного, философского, религиозного творчества. Культивируется, как уже сказано, творческое отношение ко всякому труду, отвращение к насилию, к разрушению, к подавлению чужой воли. Здесь мы подходим к важнейшему понятию - Свободе.
О свободе и смысле жизни : Понятие свободы нельзя точно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас - не бескрайнее наслаждение материальными благами, но покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, т.е. за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества. Если так , то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь пособным средством нашего неискаженного развития, только возможностью для нас - прожить не животным , а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода - не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.Увы , современная цивилизация именно этого простора не хочет оставить нам. Все это делает неизбежным при нашем душевном строе принятие решение о жизни на земле, в сельской местности.
О будущем :
Я предполагаю постепенное выделение из перенаселённого, плохо приспособленного для жизни людей и сохранения природы индустриального мира двух типов территорий. Назову их условно: "Рабочая территория" (РТ) и "Заповедная территория" (ЗТ). Большая по площади "Заповедная территория" предназначена для поддержания природного равновесия на Земле, для отдыха людей и активного восстановления равновесия в самом человеке... Я предполагаю, что на Заповедной Территории люди тоже живут жизнью, имеющей реальную общественную цель, - они не только отдыхают, но и трудятся руками и головой, читают книги, размышляют. Они живут в палатках или в домах, построенных ими, как дома их предков. Они слышат шум горного ручья или просто наслаждаются тишиной, красотой дикой природы, лесов, неба и облаков. Основная их работа - помочь сохранению природы и сохранению самих себя.
А что же мы сами? А мы , найдя свое пространство на земле, столкнулись с новыми вызовами, которые подвергают наше движение большому риску так и остаться тлеющими углями, из которых никак не разгорается пламя. И главной чертой, главной трудностью современного формирующегося сообщества,читай, поселения, я бы назвал проблему эгоизма, т.е. неготовность пожертвовать для других даже малым : временем, небольшой суммой денег для организации досуга своих же (!) детей и стариков, своим согласием, смирением, регулярным усилием по какому-то направлению... А как много мы могли бы сделать, если бы нас в каждом месте было бы хотя бы 40-50 семей, готовых работать на общее дело, уступать и служить в высоком смысле этого слова ... Но мы последовательно учимся этому, и как говорил Махатма Ганди : "Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением. Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой", что мы и пытаемся делать.
  В выступлении были использованы материалы и цитаты из :
• А.И.Солженицын («Измельчание свободы») ;
•  П. Гутенхофер. Э.Шумахер («Малое прекрасно») ;
• Г.С. Померанц, Зинаида Миркина ( «Пауза созерцания», «Работа любви») ;
• А.Д. Сахаров ( «Мир через полвека»)