Рекомендуемые книги.

20 Августа 2017, автор Дмитрий Соловьёв

Доброземельцы рекомендуют прочесть

Здесь собраны рецензии доброземельцев на прочитанные ими книги. Книги очень разные, порой диаметрально противоположные в своём видении, но в каждой из них мы пытаемся найти важные идеи для понимания не только процессов, непосредственно относящихся к интересам локальных сельских сообществ, но и глобальных законов развития человечества.


Александр Иванов. Мы строим деревню. Устойчивость как образ жизни

Что отличает книги этого автора от многих в ряду им подобных “робинзонад”,  которые доводилось читать на эту специфическую тему осознанного выбора человека в пользу жизни на своей земле вдали от крупных мегаполисов? На мой взгляд, автору-путешественнику, врачу, попробовавшему себя в различных качествах и разнообразных обстоятельствах, удалось  сформулировать основные проблемы,  с которыми сталкиваются люди в подобных ситуациях


.Ивано А. Мы стром деревню 2.jpg

“…Когда мы говорим  о поселении, то самым первым возникает вопрос о том, на ком же будет лежать ответственность за моменты,  необходимые нам для выживания и полноценной жизни? И не все люди готовы принять, что для успешной жизни в самостоятельном автономном поселении, эту ответственность им придётся взять на свои плечи. Но это так”.   Мне понятна и близка эта позиция автора.  Более того, без этого невозможно сделать свою жизнь целостной, наполненной и интересной.

Иванов А. Устойчивость как образ жизни.jpg

Из данных книг Вы узнаете:

Что такое “устойчивость” и как сделать её своим образом жизни?

Как создать сообщество?

На что обратить внимание при выборе земли и постройке дома?

Как добыть электричество?

Какие травы можно использовать в качестве лекарств?

Как организовать образование вне школы?

Что делать, если заболела спина?

Как печь свой хлеб?

Как жить, не обращая внимания на кризисы?

И многое другое…

Автор не даёт готовых решений и окончательных ответов -мерилом всему, как и прежде, является собственный бесценный опыт, пусть и не всегда положительный.

В.Соловьёв.




Эрнст Шумахер. Малое прекрасно.

Предисловие со-основателя Доброй земли Константина Липатова

к книге Эрнста Шумахера «Малое прекрасно».

Факт : Восемь богатейших людей мира владеют таким же состоянием, как половина населения нашей планеты — 3,6 млрд. человек. Новости России http://news-russia.info/2017/01/17/kapital-8-bogateyshih-lyudey-dostig-obema-sredstv-polovini/ 


Малое Прекрасно.jpg

Сегодня мы подошли к той опасной черте, когда детализация и количество производимых предметов и упаковки для каждого вида деятельности вкупе с западной теорией и практикой маркетинга, ориентированного на рост и потребление, начала угрожать жизни всего живого на Земле. Например, в океанах появляются острова из пластика, животные принимают эти соединения в свою пищевую цепочку с трагическими и массовыми последствиями и т.п. Параллельно с этим население стягивается к мегаполисам, ориентируясь на размер зарплаты, а не на собственное предназначение и культурное развитие, как на главный мотив для выбора места жительства, даже в городских трущобах. Растет падение нравственности, корпорации в целях выгоды вкладывают огромные рекламные бюджеты в продвижение порочного образа жизни и вредных продуктов питания, школа становится все более бюрократичной, а среда больших городов все более враждебной для нормальной человеческой жизни , живого общения, а в некоторых странах -враждебной нормальной семье и отношениям поколений в ней дедушки/бабушки-родители-дети).

В ответ на все большую урбанизацию одним из движений в общественной жизни последних десятилетий, направленных на то, чтобы построить альтернативное более совершенное общество, объединившее людей с ценностями на основе семьи и духовной этики, стало создание без преувеличения во всех уголках Мира Экопоселений ( В России преимущественно движение родовых поместий). Не вдаваясь в детали, скажу, что с точки зрения этики и экономики эти новые поселения столкнулись с общими цивилизационными проблемами, в том числе с тенденцией исхода молодежи и общего уменьшения населения и общего уровня культуры, образования и труда в сельской местности.

Если говорить о принципах «Малое прекрасно» , то они основаны на понимании того, что именно в малом проекте или в небольшом сообществе единомышленников на конкретной территории возможна реализация принципов сообщества, для которого экономика перестанет быть довлеющей силой, а станет инструментом в руках осознанного Человека и сообщества. Книга Эрнста Шумахера – это на редкость точный взгляд на тенденции в современной экономике с духовной точки зрения и не только ( Шумахер – экономист высочайшего уровня и оперирует серьезными фактами и понятиями) , а также серьезная попытка осмысления путей для «малых сих» в условиях глобализации и всемирной зависимости от выгоды и моды… Для нашего сообщества Доброй земли эти идеи крайне своевременны и применимы в построении здоровой малой экономики, которая станет подспорьем в сохранении здорового во всех смыслах образа жизни для жителей содружества поселений, экономики, в которой ЧЕЛОВЕК и творческий ТРУД имеют значение…

К. Липатов

Справка : Э. Ф. Шумахер, выдающийся экономист и философ, который более двадцати лет был экономическим советником правительств Великобритании, Бирмы и Индии, обобщил свое видение человечной экономики, построенной на идеалах красоты, долговечности и ненасилия, в одной из самых влиятельных книг второй половины XX века под названием «МАЛОЕ ПРЕКРАСНО». Почему человек стал придатком производства, а не производство обслуживает человека? Правда ли все измеряется деньгами? Неужели человек — эгоистичное существо с безграничными потребностями? Нужны ли нам высокие технологии? Почему научно-технический прогресс порождает больше проблем, чем решений, разрушая при этом природу и человека? Что же нам теперь делать? —

ответы на эти и многие другие «неприличные» вопросы вы найдете в книге «Экономика для человека».

Эрнст Фридрих Шумахер сочетал в себе деловую практичность и глубокие знания духовных практик. По его мнению, отмахиваясь от важнейших вопросов о смысле жизни и месте человека во Вселенной, современное общество обрекает человека на глубокий мировоззренческий кризис, при этом достижение состояния счастья становится почти невозможным. «Карта для заблудившихся» написана в помощь всем, кто хочет разобраться в себе и найти ответы на вопросы: «В чем смысл жизни?» «В чем предназначение человека?» «Как мне стать счастливым?» «Почему в мире столько проблем, и как их решать?»

Э. Шумахер .Эпиграф : «Точка зрения западного экономиста. Для работодателя труд – одна из статей в графе «затраты», следовательно, чем меньше расходы на оплату труда, тем лучше. С точки зрения рабочего, труд — это досадное неудобство, ведь работать — значит жертвовать своим комфортом и досугом. Заработная плата служит как бы компенсацией этой жертвы. Получается, что работодателю в идеале хотелось бы наладить полностью автоматизированное производство, в то время как мечта каждого работника — получать доход без всяких усилий.

С точки зрения буддизма, назначение труда по крайней мере трояко. Во-первых, труд предоставляет человеку возможность использовать и развивать свои способности. Во-вторых, труд помогает ему преодолеть свой эгоизм через работу над общей задачей совместно с другими людьми. В-третьих, труд решает задачу производства необходимых для достойной жизни товаров и услуг. Для буддийского экономического планирования на первом плане должно стоять обеспечение полной занятости не для достижения наибольшего объема производства, но лишь ради обеспечения работой тех, кто нуждается в ней.

Буддийская экономика старается максимально удовлетворить потребности путем оптимального потребления, в то время как западная наука ориентирована на максимальное потребление с помощью оптимального производства.

С точки зрения буддийской экономики, производство из местных ресурсов для местных нужд является наиболее рациональным экономическим укладом. Буддийский экономист утверждает, что страна, где население использует в основном невозобновляемые источники энергии, ведет паразитический образ жизни, потребляя не доход, а капитал».

Сссылка на книгу в электронном виде : http://www.samorodok.org/schum.pdf



Наоми Кляйн Доктрина Шока.jpg

Наоми Кляйн. Доктрина Шока

Эта книга стала заметным явлением в исследовании современной политической истории, разрушающим привычные стереотипы и мифы о движущих силах и истинных причинах основных событий XX и  XXI в.

Автором проведён скурпулёзный анализ экономических моделей Милтона Фридмана, основоположника чикагской экономической школы, теоретика неолиберальной экономики. Суть данной теории кратко выражается простой формулой: “Рынок превыше всего!” На практике это означает снятие всех ограничений для транснациональных корпораций, которые под флагом МВФ захватывают национальные экономики, диктуя свои правила и условия, оставляя народам, лишённым всяческой государственной поддержки, право прозябать в беспросветной нищите.

Чили, Аргентина, Перу, ЮАР, Польша, Россия -везде, где похозяйничали “чикагские мальчики” тянется легко узнаваемый след событий: грабительская приватизация, фактическое внешнее управление экономикой, резкое имущественное расслоение общества и деградация государственного сектора.

Я часто ловил себя на мысли, что с нашей страной происходит что-то не то -не приживаются на российской почве самые прогрессивные экономические модели, дающие фантастические результаты по всему миру. То ли народ у нас не тот, то ли климат подкачал…”Экономическое чудо” Лешека Бальцеровича в Польше, феномен “южноазиатских тигров” и т.д., а что же у нас, где экономический рост и процветание? Но…не торопитесь с выводами! Кто на самом деле становится конечным бенефициаром  глобального экономического процесса?

Ответ на этот и многие другие жгучие вопросы современности вы найдёте в этой увлекательной книге, удивительным образом совместившей в себе достоинства фундаментального научного исследования и детективного расследования.

В.Соловьёв.



Рената Салецл. Тирания Выбора.

Словенский психолог, социолог и философ Рената Салецл подробно рассматривает понятие выбора в нашем современном мире. И действительно, можно назвать доминирующей идею о том, что мы способны выбирать и полностью контролировать свою жизнь. Но так ли это в действительности? Всегда ли подвластен нам рациональный выбор? Ведь как правило под выбором подразумевают именно рациональный подход. Почитание звёзд кинематографа и музыки, погоня за идеальным телом, культура отношений без обязательств, знакомство по интернету и даже решение “заводить” детей - в основе всего этого лежит вера в возможность выбора. Но его рациональность - не всегда благо. В романтических отношениях, в поиске своей идентичности, в действиях в экстренных ситуациях отказ от рациональности может привести наоборот к позитивным результатам. “Выбор, который мы совершаем, зачастую иррационален”, - резюмирует автор. Ведь покупая автомобиль, возможно мы просто хотим вызвать зависть окружающих. Наш выбор крайне зависим, в каком-то смысле мы всегда ориентируемся на других людей. Автор называет это принудительным выбором. Общество выбора - это общество индивидуалистов, где реальные сообщества утрачивают способность поддерживать человека. Поэтому даже возникшее в таком обществе движение за упрощение жизни на деле просто снова реализует индивидуальную установку, что всё в наших руках, при этом не принимая внимание в отношении тех миллиардов человек, кто и так живёт в ограниченных условиях и не имеет выбора изменить своё положение.

Д. Соловьёв



А.И. Солженицын. Прямая линия.

В этой книге собраны выступления А.И. Солженицына, писателя, лауреата нобелевской премии, записанные во время его поездок по регионам России. В 1990-х годах Александр Исаевич объездил более 20 областей. Специально приезжал он в небольшие провинциальные городки и беседовал с простым народом в библиотеках и залах культуры. В отклике на чужую боль писатель говорил о воссоздании местного самоуправления, о десятилетиях принудительного единомыслия, о разрыве культурного пространства России, о том, что дух сильнее обстоятельств, о необходимости нравственного очищения и покаяния. Несомненно, все эти идеи до сих пор остаются злободневными и дарят надежду на нравственное восстановление нашей родины.

Солженицын А.И..jpg

Д.Соловьёв



Современное крестьяноведение и аграрная история России в ХХ веке.

Книга состоит из материалов 15 заседаний семинара «Современные концепции аграрного развития», проходившем в 1992–2000 гг. под руководством В. П. Данилова и Т. Шанина. Это было время бурных обсуждений, надежд и разочарований будущего сельской России

.Современное крестьяноведение под ред. Бабашкина.jpg

В семинаре 12 идёт обсуждение монографии американского ученого Ингольфа Воглера, в которой он по итогам многолетних полевых исследований делает вывод о том, что семейная ферма в Америке уже давно не является основой сельского хозяйства и она уже давно подмята под себя и изничтожена крупным агробизнесом. Кто постарше те помнят, что во время перестройки и в 90-е годы нам активно пропагандировали фермерство как панацею возрождения сельского хозяйства и сельской местности в общем. Забавно, но оказывается в США тоже активно поддерживается мифический образ сильного независимого американского фермера, который по мнению Воглера уже давно порабощен крупным капиталом. И так как его выводы не согласовывались с общепринятой точкой зрения, результаты его исследования не приняли к публикации в Американской географической ассоциации (дабы не смущать девственные умы американских студентов), где он первоначально планировал публиковаться, поэтому пришлось ему искать независимое издательство.

Я, конечно, двумя руками за фермерство, но надо понимать, что в традиционных сферах растениеводства, птицеводства и животноводства агрохолдинг уделает любого фермера на раз-два. Поэтому фермерам, если они не хотят быть зажатыми в тиски крупного агробизнеса, с помощью закупочных цен на семена, корма и прочие средства производства с одной стороны и отпускных цен на свою продукцию с другой стороны, стоит выбирать нишевый бизнес. Что угодно, типа дикоросов, саженцев, экотуризма, производства экологичных продуктов питания (придумать свой уникальный бренд), куда скорее всего не полезет крупный бизнес. В общем, когда кто-то говорит о массовом развитии фермерства в России, которое спасёт наше сельское хозяйство, знайте, он делает это не от большого ума.

И в очередной раз это показывает, что главным фактором спасения села являются люди, которым близки гениальные слова Достоевского "Человечество обновится в саду и садом выправится...", а развитие сельской экономики, инфраструктуры и рабочих мест вторичны. Если для человека на первом месте экономика, инфраструктура и рабочие места, то он всегда будет тянуться в город. Есть исследования, которые показывают, что в 80е годы, когда уровень жизни сельских жителей в СССР существенно поднялся, миграция из села в город усилилась. Сельчане смогли себе позволить уехать, и они поехали за красивой жизнью и перспективой.

А. Карпов



Махатма Ганди. Моя жизнь. Моя вера.

Махатма Ганди - один из самых известных индийцев, политик и философ, деятельность и идеи которого оказали сильнейшее воздействие на всю мировую цивилизацию. “Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле”, - писал Альберт Эйнштейн. Читая автобиографию Ганди, неоднократно убеждаешься в этой мысли. Ганди шёл до конца в осуществлении своих принципов, проверяя прежде всего их на себе и своих близких. Книга порой потрясает историями, в которых автор вёл себя подобно религиозному фанатику, не желающим несмотря на возможные катастрофические последствия даже ничтожного послабления в исполнении принципов. Но жизнь была на удивление благосклонна и каждый раз ситуация складывалась в его пользу.

Поэтому, читая, ощущаешь, что Ганди осознал какое-то глубинное правило этого мира, следует ему и именно поэтому добивается успеха. А он и не скрывает его и делится с читателем мыслями о том, что “тайна счастья - в самоотречении”, “высшая форма религии - самоотречение”, “истина - есть Бог”, и  о том, что “я никогда не познаю Бога, если не буду бороться со злом”. В этих идеях удивительным образом пересеклись общественная деятельность, политика, религия, духовные искания. Созданный образ разрушает все наши стереотипы восприятия этих тем.

Основным методом следования истине и одновременно политической деятельности в борьбе за независимость Индии была придуманная Ганди сатьяграха. Это тактика ненасильственного влияния на соперника через акты гражданского неповиновения и несотрудничество. Ненасилие рассматривалось, как эффективный способ прекращения нагнетания конфликтов и привлечения противника на свою сторону. Следуя сатьяграхе, Ганди был всегда доброжелательным к противникам, старался лично посещать и сообщать им о готовящихся действиях.

Политическая деятельность сильно переплетена с духовными принципами Ганди. Он был строгим вегетарианцем. Серьёзно относился к упрощению своей жизни, ограничивая питание частым постом, одежду, накопление материальных средств, отказываясь от интимных отношений, и видел целью своей жизни познание Бога через служение общине. Смело погружаясь в исследования разных религий Ганди всю жизнь был тем не менее предан своей религии от рождения, вишнуизму.

Признаемся, что читать эту книгу непросто: слишком много отступлений, реверансов друзьям и недругам автора, опущено по разным причинам много существенной и интересной информации, поэтому общей последовательной во времени картины жизни не складывается. Но принципы, важные оригинальные идеи и подходы ясны.

В заключение приводим некоторые важные на наш взгляд цитаты из книги:

Фанатизм страшнее идолопоклонства. Интеллектуальное сладострастие. Молитва - страстная тоска души по чистоте. Цель цивилизации - сокращение потребностей. Подлинная экономика - экономика справедливости. Работа за кусок хлеба - правильная форма жертвенности. Средство - всё, цель - ничто. Ненасилие не означает отказа от борьбы со злом.  Трусы всегда безнравственны. Нет необходимости в мощном государстве. Всемогущество разума - идолопоклонство. Знания, интеллект и богатство не дают преимущества. Жизнь, прожитая не во лжи, лучше любых книг. Чувственное восприятие - зачастую ложное. Я никогда не познаю Бога, если не буду бороться со злом. Невозможно следовать велениям плоти и духа одновременно. Нация, которая хочет быть состоятельной, должна знать пути к свободе. Общественная организация не должна иметь постоянных фондов. Доверие - ключ к людям.  Репрессии возбуждают дух народа. Условие сатьяграхи - исполнение всех законов. Религия, не обращающая внимание на повседневные проблемы, - не религия.


Януш Корчак. Как любить ребёнка.

Януш Корчак - знаменитый польский врач и педагог, навсегда оставшийся в памяти человечества, как самоотверженный борец за детское счастье. В своих убеждениях он прошёл путь до конца: имея возможность избежать газовой камеры нацистского лагеря, в которую должны были войти воспитанники возглавляемого им детского дома, педагог предпочёл пойти вместе с ними.


Его книга “Как любить ребёнка” - крайне тяжёлое произведение почти для каждого родителя. А как оно может быть не тяжёлым, если одна из первых важных её мыслей - это право ребёнка на смерть? Сложно принять, что наш неусыпный контроль, постоянная забота, советы оцениваются не как похвальная жертвенность и правильное родительство, а совсем с другой стороны. Ребёнок в книге Корчака предстаёт гораздо свободнее от взрослых, с множеством своих прав, которые мы, родители, подминаем своей неразборчивой волей.

“Ребёнок - это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нём ещё до его первого вздоха.

Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не детям.”

Ребёнок - не ничто, он может задуматься над серьёзными вещами.



А. Тубельский. Школа будущего, построенная вместе с детьми.

Ещё одна книга педагога в доброземельской библиотеке, и это не случайно. Говорят: зло организовано, а добро не может объединиться. Кто сталкивался с попыткой установления договорённостей и совместных дел в коллективах, союзах, объединениях без принуждения, не обременённых так называемой вертикалью власти, тот понимает о чём эта фраза. В этой книге вы найдёте не только теорию, но и практику введения в обычной общеобразовательной московской школе нового уклада жизни, где руководство, учителя, родители и дети совместно создают своё настоящее и будущее. Большинство изложенных принципов и приёмов можно смело переносить и на взрослые коллективы. В книге невольно замечаешь перекличку с изученным о методах горизонтального управления, ненасильственном общении, гуманизации общественных отношений в целом.

Но есть и много важного о самой школе. О путях её развития поднимаются вопросы и даются свои ответы. Может ли обычная массовая школа относиться к ученикам с достоинством? Создавать условия для проявления духовного, помогать в создании учеником самого себя? Может ли быть целью школьного воспитания - развитие свободного человека, да так, чтобы это не оставалось словами на бумаге? Это книга не только отвечает, что это возможно, но и рассказывает о практических достижениях в этих направлениях. Автор утверждает, что школа может стать первой ячейкой для создания гражданского общества и обучения демократическим принципам общественного устройства. Сейчас это слово имеет негативные коннотации. Но “демократически воспитанный человек не тот, который делает то, что хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием.”... “Мы так пропитаны подчинением, что власти [над самим собой] люди как раз и боятся больше всего, стремясь её перепоручить тому, кто избавит их от такого бремени”.

Демократизация школы естественным образом влечёт за собой трансформацию знаниевой модели обучения в модель личностно ориентированную. Такой подход будет заключаться в том, что ученику будет ясно, каким образом конкретная дисциплина будет помогать взращивать в нём определённые умения, а в конечном счёте взращивать самого себя. Поэтому школа, о которой в книге идёт речь, была названа Школой Самоопределения.



Экопоселение. Тысяча и один способ излечить планету. Под редакцией Коши Жубер и Лейлы Дреггер, 2015.

В книге предпринята попытка представить всеобъемлющую картину развития экопоселений по всему миру. Книга разбита на разделы по континентам, и в каждом разделе представлены статьи и фотографии об успешных экопоселениях. Здесь есть и описание российского поселения Китеж, сообщества приёмных семей, в Калужской области.

Под экопоселениями авторы понимают идейные и традиционные сообщества, целью которых является воссоздание социальной и природной среды. Социальное, экологическое, экономическое и культурное измерение устойчивости интегрированы в целостную модель устойчивого развития, адаптированную на местности. Экопоселения появились в 1980-х годах на Западе и в США, идейно противопоставляя себя консьюмеризму и эксплуатации и стремясь к уменьшению вредного воздействия на окружающую среду и к высокой социальной сплочённости и ответственности. В 1990-х годах такие сообщества появились и в России.

Книга даёт пищу для размышлений, т.к. позволяют читателю почувствовать схожесть развития сообществ несмотря на различие места и времени создания, условий существования, форм управления и др. Можно выделить следующие схожие позиции:

  • идейная причина создания, внимание к глобальным вызовам человечества (изменение климата, экологическое загрязнение, насилие, беженцы и т.д.), попытка создания новой более гуманной культуры, целостного подхода к жизни, и в тоже время вовлечённость в решение низовых проблем.

  • попытка изучения, внедрения и распространения новых технологий: пермакультуры и органического земледелия, экологического строительства, альтернативных источников энергии, распределённых систем управления и более гуманных отношений между людьми (социократия, холократия, глубинная демократия, ненасильственное общение и т.д.), локальной валюты и кооперации и пр.

  • развитие социального и экологического предпринимательства.

  • практика привлечение внешних экспертов, в т.ч. из других более взрослых поселений, на начальных стадиях развития .

  • В той или иной степени, направленность на общинность жизни, активизацию внутренних социальных процессов. Наличие такое феномена, как подселенцы, т.е. людей, селящихся рядом с экопоселением, но не желающих вступать в сообщество в т.ч. из-за необходимости активного вовлечения в его процессы. Зачастую, подселенцами становятся бывшие уставшие экопоселенцы. В этот пункт можно добавить и частое обвинение экопоселений в сектанстве на начальных этапах развития.

  • осмысление традиций: часто поселенцы говорят, что то, что они делают - не ново, а является возвращением традиционного стиля жизни и технологий в новых условиях.

  • новая духовность, духовные поиски, создание новых духовных ритуалов. Порой это выражается в создании своих зданий для медитации, как в немецком Зибен Линдене, и даже в собственном храме, как в итальянском Даманхуре.

Книга полна интересных историй, связанных с экопоселениями, рассказов об утратах и достиженях простых людей со скромными возможностями, но горящими сердцами, с желанием улучшить жизнь на планете. Остаётся сожаление, что книга до сих пор не переведена на русский язык, но не так давно она была выложена в открытый доступ https://summit.ecovillage.org/wp-content/uploads/kongress-suite/ecovillage-1001-ways-to-heal-the-planet.pdf , а значит появляется возможность проявить кооперацию заинтересованных сообществ и людей и перевести её своими силами. Стоит добавить, что в 2018 году в издательстве Финдхорн пресс (Финдхорн - одно из самых известных и старейших экопоселений мира) вышла книга “Экопоселения по всему миру. 20 проектов восстановления для устойчивых сообществ” под редакцией Фредерики Миллер, которая частично рассказывает о тех же экопоселениях, что в описываемой выше книге, но сделана она на более качественном уровне, с блестящей полиграфией, хорошо иллюстрированная.




 

Маршалл Розенберг. Ненасильственное  общение. Язык Жизни

Когда вы заняты осуждением людей, у вас не остаётся времени их любить - эпиграф к этой книге. И действительно, как часто мы сталкиваемся с конфликтами, агрессией, а ещё и умолчанием, за которым скрывается раздражение, страх или злоба, когда ничего не происходит, а воздух вокруг будто наэлектризован. И как часто такие стратегии разбивают наше благополучие. Эта книга помогает разобраться в происходящем и предлагает решения. Но это не очередная книга по самопомощи. Она глубже - о новой культуре и новой человеческой идентичности.

Маршалл Розенберг - доктор наук по клинической психологии, ученик знаменитого гуманистического психолога Карла Роджерса, создал свой метод и философию, назвав её ненасильственным  общением (ННО). Он объехал много стран в качестве конфликтолога и тренера ННО.

Главная идея ННО - смена типа отношений от анализа и осуждения действий других людей и себя к эмпатии, сопереживанию, т.е. живому потоку между мной и другим, основанному на взаимодействии и отдаче от сердца. По мнению Маршалла, мы лишаемся душевного тепла, когда оказываемся в ловушке уничижительного представления о людях или мыслей о собственной неправильности. Но мы начинаем ощущать радость, когда высказывания, прежде рассматриваемые как критика или обвинения, предстают в своём истинном свете - как дары и возможности чем-то помочь людям, которым плохо. Любая критика, нападки, оскорбления и осуждение исчезают, когда мы направляем внимание на то, чтобы услышать чувства и потребности по ту сторону высказываний.

Большинство из нас были воспитаны в языковой культуре, которая провоцирует ставить ярлыки, сравнивать, требовать и осуждать, вместо того чтобы осознавать свои чувства и потребности. “Твоя проблема в том, что ты…”, “они полны предрассудков”, “это недопустимо”, “какая же я дура!”, “я солгал клиенту, потому что начальник сказал”, “он заслужил наказания за свой поступок” - как глубоко укоренились эти фразы в нашей речи и сознании. Мы с раннего детства учимся изолировать себя от того, что происходит у нас внутри. Такой тип общения порождается иерархическим и авторитарными обществами, где небольшое количество индивидуумов для собственной выгоды контролирует огромные массы людей.

Таким образом, эмоции человека есть выражение внутренних потребностей, а это значит, что удовлетворения потребностей не связаны с человеческими действиями. Напротив, важно глубинное и искреннее слушание другого и себя. Эта книга удивительным образом помогает чутко настроить своё сердце и ощутить единение со всем миром.








Возврат к списку

Комментарии

Комментариев нет пока.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя*
Ваш комментарий*
Защита от ботов
CAPTCHA
Введите символы с картинки*