Статья из журнала "Домашний ребенок" об альтернативном школьном образовании

6 Сентября 2016, автор Юлия Посаженникова

Дубинин 1.jpg

КАПИТОН ДУБИНИН
отец пятерых детей. четверо из которых родились дома, последнего принимал лично. Закончил физтех. 10 лет работал в ЛУКОИЛе а потом ушёл, продал московскую квартиру и построил деревянный дом за городом недалеко от Звенигорода, Сначала организовал свою пекарню, Теперь—учитель первого класса в «Живой школе»

Как и многие родители. мы пришли к семейному обучению. Объединились в сообщество, пригласили преподавателей и открыли небольшую. семейную школу, а лучше сказать, семейную «инициативу» на Никодиной горе. Идея школы родилась после встречи на конференции в Самаре с великим педагогом современности, Просветителем из Германии Петером Гуттенхёфером, автором концепции —«Small in beautiful». В свои 73 года он обладает удивительной энергией, ездит по всему миру, помогал различным педагогическим инициативам. На мой вопрос, как ему это удаётся, он ответил так: «Много хожу пешком, не ем сахар, каждый день медитирую.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Ядро или костяк нашего сообщества-это родители из нашего же садика, которому уже семь лет.
Пять детей, в том числе и моя дочь, выпустились из садика одновременно. После такого замечательного опыта у нас были очень высокие запросы к школе возможно, именно поэтому мы не нашли в наших краях ни одной школы, которая могла бы их удовлетворить. Тогда мы решили организовать свою школу. Для начала обратились к юристу. Он сказал, что на этапе, пока мы маленькие, нам подходит семейная форма обучения, и выдал заключение с выдержками из федерального закона. Изучив документы, мы поняли, что ничего сложного здесь нет. Необходимо только для всех детей заключить договоры с какой-нибудь государственной школой, которая будет раз в год проверять уровень знаний наших детей. При этом мы сами можем их учить так, как захотим, а доблестное государство нам ещё и доплачивать будет. Так и сделали. Родители каждого ребёнка в нашей школе получают по 7032 рубля ежемесячно.
При этом мы решили. конечно же, не останавливаться на достигнутом. Постепенно школа будет расти, и в будущем мы хотим построить своё здание и получить лицензию. Но об этом позже.

УЧИТЕЛЯ
Разобравшись с формальной стороной вопроса, мы приступили к главному: а кто, собственно, будет наших детей учить? Мы начали искать классного учителя ещё за год до окончания садика. Но на каком-то этапе мы пришли к выводу, что лучше кандидатуры, чем я сам, нам не найти. У меня пятеро своих детей, так что опыт воспитания имеется. Закончил физтех (МФТИ) и кое-какими знаниями обладаю. Тогда я начал запоем читать педагогическую литературу и пошёл по различным семинарам, коих в настоящее время множество.
Из того, что я посетил:
- Семинар Шалвы Амонашвили. Очень полезно. Вдохновляющий пятидневный семинар от МИОО (Московский Институт Открытого Образования) дал общую настройку, без конкретики. Шалва Александрович-потрясающий человек и учитель от Бога, это хороший ориентир.
- Педагогический семинар в Самаре.
- Вальдорфские семинары в Санкт-Петербурге и в Москве. 4-годичньпй курс. Очень познавательно и интересно. Даются конкретные методические рекомендации по вальдорфской педагогике с 1 по 6 класс.
-Семинар Н.В. Масловой по ноосферному образованию (при Российской Академии Естественных Наук).
- Семинары Владимира Пегова раскрывают отдельные темы по возрастным особенностям детей начальной школы, по вопросам зависимостей, по вопросам гиперактивных детей и детей с синдромом дефицита внимания и тд.
- Психологический семинар по общению с детьми Ю.Б. Гиппенрейтер.
- Семинары Петера Гуттенхёфера в Москве и в Санкт-Петербурге для нашего сообщества по созданию семейной школы. 
В целом, за эти два года я потратил на обучение, не считая расходов на дорогу и затрат на педагогическую литературу, около 80 тысяч рублей. Кроме того, совместно с Михаилом Случом (в настоящее время начальник Юго-Западного окружного управления образования) и педагогическим коллективом школы № 1060 мы создали центр современной педагогики (zhi- shi.ru), куда приглашали интересных лекторов.
И вот в сентябре я взял первый класс.
Кроме классного учителя первого класса нам пришлось найти классного учителя для третьего класса и ещё пять других педагогов. которые ведут рукоделие, подвижные игры (физкультура), английский язык, музыкальное движение и занятия во второй половине дня. Найти хороших учителей практически невозможно. Только страстное желание всех родителей и воля Божья помогли нам. И у нас получилось! Один учитель пришёл из частной элитной школы, один—из вальдорфской.
Готовых рецептов, где брать учителей не существует. Пожалуй, самый надежный способ—это «воспитывать» собственных педагогов из своего же родительского сообщества.
Но. конечно, у нас есть и свои сложности. Основная проблема в том, что в маленькой школе очень дорого держать учителя на полной ставке. Поэтому все педагоги, кроме меня, совместители. Часть их души принадлежит другому месту, а для начинающей школы - это, конечно, не есть хорошо. Школе нужен учитель целиком, со всеми, так сказать, его потрохами.

 ПОМЕЩЕНИЕ
Это оказалось самой трудной задачей. Но нам повезло. Нас принял семейный клуб «Зеленая Башня». Мы купили классные доски, парты и стульчики из бука. Мебель, расходники и все, что нужно на год обучения. обошлось нам в 200 тысяч рублей. При этом мы оказались в здании удивительной красоты. Это реальная средневековая башня с круглыми стенами и стрельчатыми окнами! Как-известно, архитектура—третий воспитатель (первый—одноклассники, второй—учитель]. И такая архитектура очень правильно воздействует на формирование личности ребёнка. Рядом шикарный лес—чудесное место для уроков ремесла и ежедневных прогулок. В нашем распоряжении ухоженная территория и огромный живописный пруд, Сказка!

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Так уж случилось, что мы с родителями—сторонники гуманистического подхода в образовании и воспитании, который описан в работах Ушинского, Толстого, Амонашвили, Монтессори, а также Штайнера. Из всех изученных нами методик наиболее целостной и продуманной оказалась вальдорфская, тем более что программа вальдорфской школы утверждена Министерством образования РФ. Поэтому при разработке нашего учебного плана за основу мы взяли именно эту программу.

 НАЗВАНИЕ
Как корабль назовёшь—так он и поплывет: Мы очень долго думали о названии школы. Много численные мозговые штурмы, встречи, споры...
И вот родилось! "Живая школа".

ФИНАНСЫ
В настоящее время наша школа довольно дорого обходится, несмотря на очень невысокую арендную плату, потому как на восемь учеников работают семь учителей. Будем надеяться, что в следующем учебном году учеников станет больше, и тогда нагрузка на родителей уменьшится. Привожу для справки наш бюджет на апрель месяц.

Расходы по школе в апреле:
- Зарплаты учителей 166 000 р.
- Еда 33 000 р.
- Аренда 40 000 р.
- Занятие по керамике 4 800 р.
- Эпоха строительства дома (3 кл) 10 000 р.
- Расходники 4 800 р.
- Школьный телефон 1 500 р.
- Обучение на семинаре 5 000 р.
Итого: 265100 р. 

 РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ
Каждый год школа будет вырастать на один класс. Мы нашли учителя, который взял первый класс в сентябре. Нам опять повезло. Это удивительная женщина. опытнейший педагог, настоящий гуру. Но учителя на новый класс нужно искать каждый год! А это очень непростое дело.
Кроме того, в класс нужно набрать детей. В нашем садике в этом году только два выпускника.
Так что предстоит ещё сильно попотеть и найти 5-7 человек. А это, несмотря на кажущуюся простоту, большая работа.
Конечно, школу организовать—это не фунт изюму скушать. Задача сложная, интересная и на всю жизнь. Но игра стоит свеч! Присоединяйтесь, господа!

Дубинин 4.jpg

ПЕТЕР ГУТТЕНХЁФЕР куратор школы-фермы в Германии

О НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В некоторых странах—прежде всего в южном полушарии—государственная воспитательная политика продолжает то, что делал ранее колониализм. В юные души имплантируется европейско-американский образ мышления, Народы этих стран хотя и обладают политической свободой, но часто испытывают глубокую проблему самоидентификации. Начальные школы оборудованы там недостаточно, а учебное содержание определяется по аналогии с европейскими учебными планами.

Представление о мире, которое формируется в таких школах, часто так же далеко от  современных научных познаний, как и от ещё живой традиционной мудрости этих народов.

Вновь добиться самоидентификации можно только через осознание собственных культурных и религиозных корней, через собственный язык, окружающий ландшафт и т.д. Но в современных условиях это возможно сделать только в начальной школе, иначе не избежать конфликтов с педагогическими авторитетами этих стран.

В старших классах дети уже обязаны соответствовать современной социальной системе, и давление на школу со стороны властей нарастает. Это ещё раз говорит нам о необходимости создания «маленькой школы»

Мы говорим о том, чтобы обеспечить детей на 7 лет детством, сохранить их здоровье, заложить основу общего образования и подготовить к труду. Вальдорфская педагогика работает над антропологическими  и методическими основами этой задачи. Она существует уже более 90 лет и за это время распространилась по всей Земле. В основе этой педагогики лежит антропософское учение о человеке, созданное Р. Штайнером.

В учебном процессе вальдорфской школы наряду с развитием интеллекта и раскрытия душевных способностей, огромное внимание уделяется воспитанию воли ребёнка, Но вальдорфская школа также нуждается в развитии, а именно во внедрении элементарной «трудовой» педагогики детский сад и первые 4 года школы поддаются изменениям легче всего, тогда как преобразование содержания и методов обучения средней и старшей школы сталкивается с большими трудностями.

В первые 4 года раскрывается вся полнота ‚ и красота вальдорфской педагогики. Игра и работа плавно перетекают друг в друга, мир открывается в картинах и образах, дети и учителя работают вместе над созданием своего судьбоносного сообщества, в котором царствует не конкуренция, но,  напротив, процветает взаимопомощь. В шестом классе появляются новые проблемы, так как в 12 лет отношение детей к миру и другим людям принципиально меняется. Таким образом, школа может считаться «начальной» или «базовой» вплоть до 5-го класса, в зависимости от условий конкретного места и возможностей людей. Для работы в шестом классе уже необходимы совершенно другие дидактические и методические подходы. Поэтому под «базовой» школой мы рассматриваем первые 4—5 лет обучения. К этому добавляются еще 3 года детского сада и, таким образом, мы охватываем 7 или 8 лет.

Гуттенхёфер 1.jpg

В 1989 г. большинством стран была подписана европейская конвенция о правах ребёнка, в которой ясно выражено новое понимание детства. Однако приблизиться к воплощению этих идеалов мы сможем только тогда, когда со всей серьёзностью воспримем слова Януша Корчака: «Ребёнок: не становится человеком, он уже человек».

Сегодня всё чаще обращают внимание на то, что многие, зачастую ужасные, конфликты между взрослыми и детьми вызваны не объективной ситуацией., а личными качествами взрослого, а именно опасным смешением эгоизма, страстей с основным стремлением нашей современной цивилизации-желанием завладеть всем. Результатами действия этой «смеси» является всемирно распространённая педагогика насилия, остановка строительства новых школ, неприятие какого-либо развития в образовании. Одним словом—«нормальный школьный порядок».

Разрушение экосистемы и опасность изменения климата пробуждают нас и требуют от нас каких-то действий. Представьте себе: взрослые обращаются лицом к Земле, прекращают бесконечную погоню за прибылью и массовое истребление животных, обращают своё внимание к другим созданиям, которые готовы служить людям. И взрослые берут вместе с собой детей! Дети не просто просиживают время в детском саду, на уроках в школе или на продленке, они работают вместе со взрослыми, маленькие—играя, старшие—постепенно присоединяясь к работе взрослых, как писал Новалис. Когда обращаешься к таким идеям, то чувствуешь потребность в новом учебном плане, видишь значение новых предметов. А там, где эти идеи воплотятся, родной язык, литература и математика, эти всемирно признанные «священные коровы». Будут стоять в одном ряду с такими новыми основными предметами, как садоводство и рукоделие. 

Давление на детей возрастает во всех странах.

 НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ШКОЛЕ:

- начало обучения во всё более раннем возрасте;

- «госплан» на первые 10 лет жизни;

- обучение чтению начиная с 3-х лет, односторонняя интеллектуализация образования;

- обострение конкуренции среди детей;

- экзамены;

- недостаток двигательной активности;

- отсутствие истинно художественного в обучении;

-дефицит игры.

 СИТУАЦИЯ ДОМА ОЧЕНЬ ЧАСТО СТОЛЬ ЖЕ БЕЗРАДОСТНА:

- разрушенные семьи;

- опустошенные стрессом родители;

- безработица;

- бедность;

- дети, проводящие часы перед экранами телевизоров;

- дом - не родное гнездо, а пещера для компьютерных игр.

 Причём если мы исключим из этого списка бедность и обратим внимание на детей обеспеченных родителей, то обнаружим, что они страдают точно также.

Мы должны действовать

Пусть это будет хотя бы самое необходимое для сохранения детства! Подарим детям хотя бы 10 лет детства. Только тогда взрослые, которыми станут наши дети, будут иметь творческую фантазию достаточно сильную, чтобы устроить жизнь на Земле лучше, чем это сделали мы. Ибо речь идёт о Земле, о юных силах Земли. «Школа» должна быть понята по-новому! Сегодня в школе дети должны так жить, играть и работать, чтобы их природная способность воображения преобразилась в творящую фантазию. В школе нужно учиться без нажима и страха, учение не должно отнимать здоровье и счастье.

1. УГРОЗА ДЕТСТВУ В ШКОЛЕ

Современная цивилизация, родиной которой является Западная Европа, охватила уже всё человечество, и эта цивилизация сама по себе враждебна детству. Особенно заметно это в городах. Любое движение ребёнка, не находящееся под контролем взрослого, опасно для жизни. Игры запрещены. Все вещи сделаны так, чтобы соответствовать условиям жизни взрослых. Детство и старость—неизбежные, но маргинальные состояния.

 Детство пытаются максимально использовать. Как только ребёнок демонстрирует первые признаки формирования представлений, его сразу берёт в оборот обязательная государственная школа. Во всём мире наблюдается тенденция «омоложения» образования—дети начинают посещать школу всё с более раннего возраста. Образовательный процесс находится под управлением научного соотношения мышление-польза-стоимость, как по своей организации, так и внутренне, по сути. В подавляющем большинстве стран работа учителя очень низко оплачивается. Это значит: что к несчастью детей прибавляется несчастье учителей. А следствием того является то, что учителя слишком мало занимаются своими учениками.

Ребенок до сих пор рассматривается как объект социализации, а не как субъект самовоспитания. За ребёнком не признают права на воспитание и развитие, лишь обязанность посещения школы. Тогда как очевидно, что обязанности—это прерогатива взрослых, а ребёнок, едва родившись, должен немедленно вступать в свои права.

Признать, что ребёнок способен к самовоспитанию, очень трудно, но идея эта всё же отвоевывает себе место в умах современных людей. Но даже этого недостаточно. Необходимо также признать определённую роль взрослого, участвующего в процессе воспитания. Как сказал Рудольф  Штайнер: «Любое воспитание—это самовоспитание, и мы учителя и родители, являемся просто окружением для детей, воспитывающих самих себя». Создание окружения, необходимого для плодотворного развития детей—сложная задача, требующая глубокого преобразования наших представлений и образа жизни. Реализация этой задачи способна привести к глобальному переустройству всей цивилизации.

Исходный пункт педагогики, поддерживающей самовоспитание детей, должен быть гуманистическим: учитель и ребёнок работают и учатся вместе. Сегодняшние дети больше не принимают учителя как надзирателя. Также не принимают они тех особенностей учебного плана и всей организации школы, которые изолируют их от жизни. В лучшем (а скорее в худшем) случае им приходится себя ломать. Но уже с 12 лет дети начинают защищаться. И проблемы, которые тогда наступают взрослые оценивают, как нарушение дисциплины. Но дело здесь не в дисциплине. Причина возникающих проблем заключается в том, что ребёнок, по природе своей, хочет деятельности, а школа препятствует ей.

Воля детей проистекает из их деятельности, и именно оттуда учителя и воспитатели должны выносить программу самовоспитания. Причём речь идёт о самовоспитании не только детей, но и взрослых. Основанная Рудольфом Штайнером вальдорфская педагогика первоначально базировалась на том, что учитель сам должен учиться, а не быть прежде всего академически образованным предметником. Но в наше время этого недостаточно. Сегодня учитель должен ещё и работать. Ведь сложилось так, что крестьяне и ремесленники—люди, наиболее продуктивные в своей деятельности—как раз исключены из процесса воспитания. Сегодняшний учитель освобождён за счёт общества от противного труда, ведь он должен полностью посвятить себя делу образования детей. И дети также полностью отделены от всякого труда—им нужно освободить время от учёбы. Во всех развитых странах мира этот процесс растягивается до 25 или 30 лет. Но уже становится ясно‚ что народное хозяйство не сможет долго существовать в подобных условиях, к сожалению, лишь немногие люди в наши дни понимают, что такое положение дел превращает Землю в руины.

Школа сегодня является результатом среднеевропейского культурного процесса, протекавшего в последние 250 лет и приведшего к расщеплению жизненного процесса. Это расщепление особенно болезненно проявляется в том, что полностью разделены труд и учёба, игра и работа,  ручной труд и интеллектуальное образование, детство и индустриальное общество, городская и сельская культуры.

Современная школа—это такое место, где ребёнок особенно чужд реальной жизни. Все проявления её искусственны, а так называемая «мотивация» школьников не что иное, как принуждение к обучению. Всё это враждебно детям, ведь ребёнок находит свой смысл жизни в настоящем, а не в некоем неясном будущем, ради которого он должен сегодня овладеть какими-то знаниями.

2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ

Какова же должна быть сегодняшняя школа, создающая правильное окружение для современных детей? Немецкий поэт Новалис даёт следующий ответ на этот вопрос: «Воспитание и обучение детей не через прямое воздействие, а через постепенное их погружение в занятия взрослых. Взрослые воспитатели должны быть заняты делом! И не напрямую воспитанием детей, а делами, необходимыми для жизни. А к ним принадлежат в том числе, умения писать, читать, считать и петь.

Как учится «ученик»? В первое семилетие—через подражание, во второе—через копирование действий взрослых. Отсюда и возникает идея разумно занятых взрослых, деятельности которых стоит подражать. Взрослые совершают разумные движения руками и ногами, с них можно взять пример и повторить всё, что они делают. И детский гений, переживающий в своём окружении эту деятельность, на практике занимается самовоспитанием через подражающую и копирующую работу. Этот процесс мы называем вначале игрой, а потом обучением.

Подражать нужно, прежде всего, занятиям сельским хозяйством и садоводством. Именно в этих областях идёт преобразование субстанций и производятся необходимые для жизни продукты. К сожалению, именно эти области меньше всего представлены в школе.

Рудольф Штайнер только частично привлёк их в образовательный процесс, и в продолжении этого дела состоит сегодня задача вальдорфской педагогики, именно в этих областях люди всё отчётливее понимают что эгоистическое извлечение прибыли и потребительское отношение к миру ведут к разрушению основ жизни. Это отчётливо видно в катастрофическом влиянии индустриализированного сельского хозяйства на землю, пчёл, качество продуктов питания и тд., это видно также в мучениях животных, вымирании лесов.

Естественно, идеальным местом для такого воспитательного окружения был бы новый сельско-хозяйственный двор. Но для того, чтобы он стал «полноценным окружением» (И.В. Гете: «Педагогическая провинция») для детей, которые сами себя воспитывают и в то же время местом, которое должно кормить людей, живущих и работающих здесь, он должен быть глубоко и по-новому переработан.

Такое глубокое преобразование сельского хозяйства с устремлением на здоровое питание, экологию, частную собственность на землю, на оснащение новейшей техникой, с разработкой ситуации на рынке и т.д. началось с помощью движения биодинамического сельского хозяйства –CSA (Community Supported Agriculture).

При этом не имеется в виду пришкольный крестьянский двор, но говорится о некотором сообществе трудящихся на земле людей, которые посвящают себя тому, чтобы земля вновь обрела молодые силы через биодинамическое земледелие. То есть не прямое воспитание ребёнка, против которого выступал Новлис, но принятие детей в обстановку труда, совместной работы и жизни, волевого потока взрослых. И школа сама принадлежит как часть этому окружению, конечно, в преображённой форме. То, что снаружи, и то, что внутри помещения, образуют вместе полноценное окружение. То, как это устроить в деталях и частностях, зависит от множества условий и не может быть приведено здесь.

Главное-это то, что должно быть определено некое направление, где должен быть прочувствован и найден идеал. Неправильно было бы думать, что само биодинамическое земледелие в состоянии спасти и педагогику.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ:

1. «Двор», или «хутор», был бы идеальным окружением для детей, но это не единственная возможность. Школа развивалась, прежде всего, в городской среде, и должна быть существенно преобразована именно внутри городских условий. Сам город должен быть полностью   преобразован. И очевидно, что процесс полного преобразования воспитания займёт не годы, а десятилетия или даже столетия.

2. В современных политических, социальных и культурных условиях городской цивилизации действительное преобразование педагогической парадигмы возможно только тогда, когда школа позволит детям вживаться в настоящую деятельность будущего, пока хотя бы и в малом объёме.

 З. МАЛОЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БОЛЬШОЕ

Для жизни человека особенно важно, чему и как он учится в самом начале начале своего жизненного пути. Мы не будем рассматривать здесь три первых года, ибо мы желаем всем детям Земли провести это время в лоне семьи. То, что сотни тысяч детей не могут исполнить это желание – это огромная проблема нашего времени.

Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить себе некое «учебное место», в котором ребёнок от 4 до 10 лет может жить, учиться и расти. Мы пытаемся создать эскиз «школы», в которой 3 года детского сада и 4 школьных года составляют «континуум» из семи лет. Современные исследования (салютогенез) показывают что по окончании этого периода у ребёнка должны быть сформированы две очень важные способности—когерентность (душевная связь с миром) и резильениця (сила осознания «Я», способность к противостоянию). Ребёнок к этому моменту, который в антропософской антропологии обозначен красочным выражением «рубикон», в известной мере сформировал своё индивидуальное биологическое, душевное и духовное здоровье, и оно будет являться источником сил для преодоления будущих кризисов, а также для всей дальнейшей жизни.

Таким образом, если ребёнок хотя бы до 10 лет развивается в атмосфере, позволяющей свободно раскрываться его личности, как этого требует основной закон развития, то он будет подготовлен к дальнейшей жизни во взрослом мире. Внутри этого семилетия—трёх лет детского сада и четырёх лет начальной школы—учебный процесс ещё не столь жёстко регулируется государством во многих странах даже разрешено домашнее обучение. Но необходимо добиться того, чтобы дети к концу четвёртого класса были достаточно подготовлены, и их знания соответствовали государственным нормам. Тогда они смогут без проблем поступить дальше в любую общеобразовательную школу. Таким образом, в течение как минимум трёх лет мы сможем достаточно свободно планировать обучение. 

Подобная организация школы позволит учитывать данные возрастной педагогики и детской психологии, а также особенности развития каждого ребёнка. Наиболее важно это при переходе из детского сада в школу. Сегодня во всём мире очень остро стоит проблема слишком раннего школьного обучения. Наша задача состоит в том, чтобы создать школу, способную минимизировать эту проблему. Всеобщая обязательная школа с её нормами и правилами уже существует. В нашей же школе педагогические действия должны определяться свободно, а не опускаться «сверху».

 Во многих странах, там. где социальные, экономические и культурные условия слишком сложны и не выгодны для создания государственной школьной системы, такие школы создаются с относительно малыми средствами: воспитатели и учителя не обязаны иметь полное академическое образование. Им скорее понадобятся другие знания, нежели те, что можно получить в университете или на учительском семинаре. Не требуются также и очень большие финансовые вложения в строительство. Не нужна большая коллегия, что позволит избежать конфликтов внутри коллектива, а также уменьшит расходы на ее работу. Одним словом—«Small in beautiful».

Итак, мы рассмотрели образ школы, которая предлагает полноценное педагогическое окружение для детей от 4 до 10 лет. Речь не идёт о превращении традиционной десятилетки В начальную школу, но о создании полноценного учебно-воспитательного центра. Он потребует относительно небольших вложений сил и средств. Ответственность за дальнейшее обучение детей должна быть передана в руки специалистов, занимающихся обучением детей старшего возраста. Для того‚ чтобы вести речь о создании «базовой» школы. надо сначала отбросить идеал 12-тилетней вальдорфской школы и подумать о том, какие сила и какая компетенция необходимы для преодоления существующего кризиса детства. «Маленькие школы станут в полном смысле зёрнами новых центров обучения. Мы не можем сейчас представить в деталях, как всё это развернётся в будущем, но хотим лишь обозначить линии: «спасения» детства. 

Возврат к списку

Комментарии

23.05.2019 20:00DavidBaw
«Папиловит» — быстро и безопасно избавит от любых папиллом и бородавок.
Наш сайт: https://lcokbhlw.bestseller-super.ru
23.05.2019 16:47DavidBaw
«Папиловит» — быстро и безопасно избавит от любых папиллом и бородавок.
Наш сайт: https://lcokbhlw.bestseller-super.ru

Оставьте свой комментарий

Ваше имя*
Ваш комментарий*
Защита от ботов
CAPTCHA
Введите символы с картинки*